Действительно, долго собиралась с силами, прежде чем представить эту Вещь - "Рипо! Генетическая опера". Мыслей и чувств много, и они все разбегаются, но я попробую. Это та Вещь, которую надо видеть. И нам повезло, что мы можем.
Она ни на что не похожа. Я тут думала над жанром. Что это? Мюзикл? Совсем не похоже на мюзиклы в привычном понимании. Ужасы? Тоже не вполне верно. Это самобытнейшая штука включает в себя массу противоречивых вещей, как и Жизнь. И поэтому очень сложно однозначно определить не только жанр фильма, но и ответить на такой, казалось бы, простой вопрос "О чём фильм?". Это антиутопическая история о будущем общества потребления? История отца и дочери? Вообще отцов и детей? Размышление о выборе? О зависимости человека от своих же собственных генов\судьбы? О некоей самоидентификации? Задавать вопрос о теме этого фильма так же нелепо, как и спрашивать "Про что твоя жизнь?"
Он тяжёлый. Он выматывает и делает больно. Не всем, конечно. Ничего сверхзаумного или нечеловечески-философичного, это практически история одного дня. Дня, который перевернул всё в жизни многих.
Говоря о сюжете сложно избежать пресловутых спойлеров - фильм небольшой, каждое событие по своему спойлер. Меня это не останавливает.)
Скажу несколько слов, стараясь держать себя в руках и не пересказывать всё, и, по традиции, приведу несколько примеров.) Вот с видео целая проблема - я хочу всё показать, но не покажу.))
Всё происходит в будущем, не столь далёком, правда. 2056 год. В результате массовых эпидемий у людей отказывают органы, единственный выход - трансплантация, что не каждому по карману. Корпорация GeneCo, коей владеет Ротти Ларго (и о которой грезят его дети), предлагает органы под "доступный" кредит, кроме того, разрабатывает уникальное обезболивающее, Зидрат, помогающее переносить операции. Идиллия? Да, если не считать того, что этот препарат - наркотик, а за должниками приходит чудный человек, профессия которого - возвращать неоплаченное имущество компании, сиречь органы.
Вот в таком мире, за крепкой дверью родного дома, живёт Шайло. Ей семнадцать. Живёт с добрым папой-медиком, который бесполезно ищет лекарство для неё. Выходить ей нельзя - опасно. Но человек полагает, Жизнь располагает.
Шай оказывается за пределами дома и встречает первого своего знакомца в том тёмном мире, который так любит разглядывать из окна. И мир это тёмный встречает.
А мы, в свою очередь, знакомимся с рассказчиком этой истории. Graverobber. Он не должен компании (хотя и говорит, что "все мы давно влезли в долги"), не оперировался и не сидит на Зидрате. Он им торгует. Естественно, нелегально. Добывает из трупов. Так как каждый второй человек - клиент GeneCo, в тканях мертвецов Зидрата скапливается много. Забавно - фактически, что живые, что мёртвые в этом мире, - разницы нет, ты либо уже труп, либо в скором времени им окажешься. Страшно от того, что такое положение многие выбирали сознательно, поддаваясь моде на операции. Неудивительно на такой, хм, работе заработать невроз. Тут я уступаю место рассказчика.)
Graverobber словно и не является частью этого мира, он наблюдает со стороны. Знает всё, но ни к чему по сути не прикасается, словно тот "голос автора", который мы слышим, читая некоторые книги. Да, я лукавлю, я-то знаю, что это создатель истории и есть, не Graverobber, конечно, Терренс.)) Очень внимательно стоит присмотреться к отношениям этого голоса истории с Шай - единственной, кто понял весь ужас его работы, и не просто поняла она, а и ужаснулась. Это много. Жаль, не всё вошло в фильм.
Совершенно непростительно не вспомнить линию, связанную с отцом Шайло, Нейтаном. В истории очень часто повторяется одно слово, словно подчёркивается его важность. Слово это - "гены": "тебе передалась болезнь матери", "у тебя гены твоего отца", Ротти в негодовании часто говорит детям "ваши гены недостойны быть моими". Кажется, вот он, ключ - всё определяется набором нашего ДНК? Абсолютно это не так. И мы видим, что Нейтан, запутавшийся во лжи, измученный виной, совершающий страшные вещи (кстати, тут остановимся на секунду: часто встречаю мнение, что Нейтан "получает удовольствие от своей работы, от того, что выполняет её безукоризненно". Чушь. Невроз, как у всех почти в этой истории, психика пытается защититься, фактически формируя раздвоение личности), Нейтан - Отец, он любит. А Ротти Ларго... не повезло с генами. И отказаться от Родности нельзя, а если её нет, её ничто не заменит, как ни желай. Никто не застрахован от ошибок, но только мы сами можем сделать нашу жизнь достойной воспоминаний. Не отказываясь от Родных, мы сами творим свою Жизнь. Нейтан Уоллес, Папа и Рипомэн.
Не могу не вспомнить такую замечательную Слепую Мэг. Потрясающее смирение и вместе с ним стремление к свободе делает её одной из свободных. Не случайно именно она крёстная Шай. А ещё этот момент вечно всё во мне переворачивает.
А что же Шайло Уоллес, спросят меня? Что главная героиня? Почему ни слова, ни отдельной иллюстрации? Потому что вы уже кое-что видели и знаете. А историю становления Человека, выбора и борьбы надо видеть только целиком. И я надеюсь, вы увидите.