Вот и ещё один грустный режиссёр повстречался мне. Ровесник почти, на годок постарше.
Его ругают. Ругают за молодость, ругают за "самовлюблённость", за "незрелость", "претенциозность", за то, что часто персонажи его фильмов спят с мужчинами, за то, что сам спит с мужчинами, за то, что премиями задарен, за то, что школу не закончил, за то, что часто употребляет слово "я". За многое ещё. Он и правда позволяет себе резкость и поспешность, экстравагантным может быть, тем очень и очень помогает ругателям.
А я ещё посмотрю, что наснимал, при случае.
читать дальшеДа, он молод. И это, конечно, отражается на фильмах, и на этом тоже. И пусть. Ну редко у нас есть возможность увидеть такую вот "незрелость". Пусть без взгляда со стороны, без выводов, пусть он не знает, что делать с героями и как к ним относиться, пусть и они того не знают. Пусть. Часто кажется, что он и сам не знал, что напишет в сценарии на следующей странице, спонтанность впереди него. Пусть. Пусть не просто открытый, а брошенный финал, мол, вот вам зелёный свет, дальше сами.
Это всё так, потому что всё происходило тогда же. Всё, что в душе и голове, всё ушло сперва на страницы, потом на экран. Он не сделает сейчас выводов и ответов не даст, нет их у него, и даже вопросы сформулировать сложно.
Это не плохо - такой взгляд. Пройдёт лет 10, и Ксавье станет снимать "зрелые" фильмы, да и в технике многому научится. Может, раньше станет. Может, позже. А теперь нам ценить бы душу и ум в этих. Он ведь понимает, что есть, куда ему учиться, что его ошибки всем участникам процесса стоят тяжёлой работы. Научится.
Так, теперь от лирики к фильму.
Он автобиографичен. Не в плане "где жил, что делал", а в плане "кто мама-папа". О душе, о чувствах. Вообще Ксавье популярно перечислил, о чём снимал. Жестокость, ложь, стокгольмский синдром, потеря близких, и желание их заменить. Грустная штука.
Всем нужен Гийом. Но он умер. Поэтому Том станет вязать себя к его брату, ведь Франсис не только голосом и запахлм так похож, но и жёсткостью, и ложью. Франсису тоже умерший брат нужен, поэтому заменит его Том, он же был так близок. Агате нужен сын, поэтому пусть заменяет его "друг" Том или "девушка" Сара, ей всё равно, у неё своё в голове.
Отношения с матерью - вообще тема Ксавье особо больная. Её параллельный мир, непонимание и непринимание. Причём она, оказывается, не впервые появляется. И видно, что он передумал и перетащил на себе очень много с этими отношениями, это не чисто эмоциональный взрыв, он пытается её понять в фильмах. Но горечь не оставит его, потому что как бы ни было, а он её лишился. Здравствуй, Глория Грин.
И тут полярность, полярность. Том. Том желает быть нужным, не находил себя или потерял. Он согласен, что его можно ударить или придушить. И извиняться станет, что сбежать пытался, дурак такой, и изрезался сухой кукурузой, а человеку теперь перевязывай эти руки. Он правда виноватым себя чувствует. И это тоже вяжет к Франсису, да и жалость. Сложно он приходит к тому простому факту, что Франсису нравится мучить, всего-то, а его забота - ну так игрушки надо беречь, дольше прослужат.
Хотя с Франсисом тоже не просто. Тут не про гомофобию, он, конечно, не в восторге, однако, и брата всю его жизнь прикрывал, и вообще нападает только на тех, кто имел отношение к Гийому. Нет, это не то. И не псих он, он очень понимает, что делает. Но ему нужен младший брат, над ним можно издеваться и о нём можно заботиться, он полностью в твоей власти. Только Том таки до того доходит и жертвенную свою душу не доверяет. Но мечется между страхом и жалостью. Франсис со всей своей агрессивностью ничего не может сделать с Агатой, своей матерью, что бы ни говорил. Он тоже заложник, её заложник, не оправдавший доверия и положивший на неё всю жизнь старший сын. Глория Грин опять приветственно нам машет.
Общество. Ферма. "Тут всё настоящее" - так говорит Том. При этом участвует в грандиозном спектакле Франсиса "Мама, мёртвый братик, я - нормальная семья". "Почти семья". Ну, что нет, то он разглядел. Но без Франсиса он совсем один. Тому катастрофически нужно найти его самого, Тома.
На том и завершу, чтобы не уйти в спойлеры. Только песню и дорогу покажу.