Многосерийный фильм, который смело можно назвать "Едим стекло с улыбкой". Как кто? Правильно.
Бафту им вручали через губу. И не потому, что обошли мастодонтов вроде Коронейшен Стрит, от них не убудет, как говорится, мы не обеднеем, вы не разбогатеете, но шотландцы взяли новую высоту - новый взгляд на проблему душевнобольных и отношения к ним. Он до сих пор новый. Были 90-е, бытовало две версии отношения к проблеме: "ути бедненькие неполноценные люди" и "заприте и к людям не пускайте, опасны". А тут иное, тут о людях, которым тяжело, потому что их хроническая болезнь резко делает их не людьми в глазах окружающих. Они - пациенты.
С первой серии задаёшься вопросом - это авторы так долго готовились к съёмкам? Или знают кухню изнутри? Оказалось, второе. Сценарист имела подобный опыт. И это видно.
читать дальше, но опасаться спойлеров, которые, скорее, помогут определиться, хотите ли вы отведать такого стекла
Это не документальный фильм. И есть стекло на протяжении шести часов тяжело, немногие смогут, поэтому автор дала столько света и юмора, сколько возможно. Потому и возможно этот фильм досмотреть до конца. Да, что-то сглажено, что-то упомняуто или показано только мельком, но выражению главной мысли это не мешает, а главная мысль - что в душевнобольных людях людей почти никто не видит.
Главный герой, Эдди МакКена - человек психически здоровый, хотя и стремительно движется к алкоголизму. Жизнь не удалась, 38 лет, ворчливая бабуля, нелюбимая и "не своя" от слова совсем работа по продаже окон едва позволяет свести концы с концами. Единственная отдушина - радио, он мечтает быть диджеем. Он всю жизнь отправляет демо на станции, пытается пробиться, но безуспешно, всё, что может себе позволить - работать в качестве волонтёра на радио местной больницы. И он рад, хоть его там никто не слушает и поджимает не желающая учиться молодежь. Молодость побеждает, в конце концов, но Эдди приглашают в другую больницу радиостанцию возрождать. И больница эта - психиатрическая.
"Если хочешь, чтобы кто-то и правда слетел с катушек, нет лучшего средства, чем психиатрическая клиника".
Для работы на станции нужны люди. Эдди находит помощников из числа пациентов. Надо сказать, что в работе станции участвовали все, но, само собой, не все могли именно работать на станции, автор не любит идеализма. С Эдди станцию поднимают четверо: Кэмпбел, Розали, Фергюс и Франсин.
Эдди - тот редкий человек, который не только в помощниках своих, но и в остальных пациентах видит людей. Поэтому ему страшно с самого начала. Но, пожалуй, остаться его убеждает эта четвёрка, каждый по-своему.
Кэмпбел становится его учеником. 19 лет, больше всего похож на молоденького щенка, громкий, добрый, активный, решительный и готов на всё. Он слушает Эдди, он учится, он мечтает быть диджеем. У него талант. И маниакально-депрессивный психоз с преобладающими стадиями мании.
"- А как ты вообще попал сюда, Кэмпбел?
- Не догадался ещё? Я маньяк. Но не беспокоооойся, таблетки делают меня совершенно стабииииильным..."
Сразу надо оговориться, маньяк - это не тот, из ужастиков, что за людьми с ножом бегает. Мании разные бывают. У Кэмпбела манией стало радио. Надо сказать, счастье, потому что всё больше убеждаюсь во мнении, что для людей с МДП лучше творческой профессии нет, там и сменяющиеся виды деятельности, и всегда ново, нагрузка большая и выход душе и эмоциям есть. Сразу Эмили Отэм вспоминается, которая заставила свой МДП оплачивать свои счета.
Кэмпбелу тяжело учиться. Для него серьёзная учёба - "дни, или даже недели". Но у него и производительность выше. Он за день успевает столько, сколько Эдди при всей искренней увлечённости не смог бы за неделю. "Хочешь быть маньяком?" Он видит цель и не видит препятствий. Он - локомотив всей истории, благодаря его идеям, собственно, удалось вылезти из болота мешающих факторов. Что не отменяет проявлений болезни - ему собраться тяжело, расставлять приоритеты - незнакомое понятие, родить идею - запросто, разработать план её выполнения - почти невозможно, кроме того, он ещё мальчик, который даже школу не успел закончить, он восторжен и сложно принимает поражения. Ему нужен Эдди рядом, который упорядочит этот маниачный хаос и даст ему не прогореть бенгальским огнём, а стать делом жизни, делом, которое радует и получается.
Ещё важная деталь - Кэмпбел не собирается скрывать свою болезнь или стыдиться её. Скрывать, впрочем, бесполезно, его возбудимость всё за него говорит, а вот со стыдом - это его достижение. "Мы - психи и этим гордимся". Ни одно поражение не поставит его на парапет, потому что он собирается играть на болезни, ставить на это.
Но ему нужен, ему просто необходим рядом человек. Как каждому из нас.
Эдди же приходит вечерами. А днём таким человеком становится Фергюс. Радиостанция помогла Фергюсу снова стать человеком. У него было всё - молодость, образование, любимое дело (он инженер по электронике), профессия, работа, пока он не начал слышать голоса. Они не приказывали убивать или бегать голым по улице, просто ругались, но они были. А это шизофрения, и повод Фергюса запереть. Теперь он - пациент, только и исключительно, ему нельзя доверить даже чайник. Фергюс опускается, запускает себя, уходит в мрачное молчание, единственным проявлением воли или "хобби", как называет это его психиатричка (не поворачивается язык назвать её психиатром), у Фергюса являются побеги. Он уходит из больницы, выдумывая для этого всё новые и новые способы, на час-два, сам возвращается потом, ему никто не препятствует, потому что угрозы он не представляет, а поймать его невозможно.
Всё меняется, когда на их юной радиостанции летит прямо во время передачи микшер. Фергюс не просто его чинит, он себя чинит. Он уже не пациент, он - технический специалист. Он оживает. И людей вокруг начинает видеть, следит за Кэмпбелом, пока нет Эдди, именно он предупреждает Эдди о возможных приступах, помогает, стабилизирует Кэмпбела, не оставляет одного. Побеги его приобрели цель - приобретение нужных для радиостанции вещей. Он жить начал. А возможная выписка его подкосила. Потому что он знал, что за пределами больницы работы ему не получить ("меня выписывают сидеть дома и смотреть телевизор"). И вовсе не от недостатка знаний и умений, он работает не только на радио, нужные вещи он добывает как раз в обмен на свои услуги специалиста. Он профессионал. У него высокий уровень интеллекта, как признаёт его психиатричка (даже "неожиданно высокий"). Он не испытывает проблем в общении. Он хороший друг. Он замечательный молодой мужчина. Он хочет и может жить нормальной жизнью. Но у него клеймо, диагноз. Удалось найти работу только обманом, но тут подключились добрые врачи и надежды нет.
"- У вас хроническое заболевание. Как диабет. И вам нужно с этим жить.
- Но диабетики работают".
Фергюс - это тот случай, когда мало победить болезнь - тебя всё равно притащат к краю.
Розали. Розали - милая дама, старшая в компании. На станции она появляется с лёгкой руки Кэмпбела ("Не люблю использовать чужие заболевания, но она очень просила"). У неё синдром навязчивых состояний, по её выражению "не будет мне отдыха, пока везде на Земле не наступит чистота и порядок и все микробы не будут уничтожены". Да, у неё зацикленность на чистоте и порядке. Поэтому на пару с Кэмбелом они помойку превращают в не лишённую уюта функциональную рубку за денёк, и в основном она, да. Но она далеко не просто супер-уборщица. Её стремление к порядку сочетается с недюжинным организаторским талантом. В больнице ей и стекла не дают протереть, а на станции она незаменимый человек, ведущий расчёты, на которые у Эдди не хватает сил и способностей, способный скурпулёзно продумать и воплотить в жизнь даже самую безумную идею Кэмпбела. Она способна организовать народ, спланировать время. А при форс-мажорах ей вообще нет равных - так грамотно, быстро и без лишних нервов развести всех по местам и решить кучу крупных и мелких задач не каждый человек сможет. Да, её немножко опьяняет власть, но милейшая женщина, и силы характера, и решимости её можно позавидовать. И думаете, ей кто-то говорит спасибо не из своих? Нет, конечно. Она же - дурочка, пугало в старой одежде, заливающая всё Детолом и боящаяся дотронуться до кого-либо голыми руками.
И Франсин. Она нужна Эдди. Она его отогревает. Выслушивает. Ободряет одной улыбкой. Улыбка Фрнсин - дорогая улыбка, потому что с её депрессией, отягощённой психозами, она задыхается в больнице и медленно умирает, запертая там. И тут улыбка. Она ему верит, всем его начинаниям. Она открывает ему глаза на многое в этом богоугодном заведении. На себя. Она друг. И больше, чем друг. И во всех идеях она - опора и поддержка. Франсин, о которой говорят, что ей к людям вообще нельзя, она же так не умеет с ними. А она умеет поддержать и воодушевить. Но это кому-то интересно вне своих? Нет, само собой, нет. Её болезнь, как и болезнь Розали, приобретённые. Их, в отличие от Кэмпбела и Фергюса, планомерно довели до клиники.
Отношение. Главная нить, главная тема здесь - отношение.
Как относятся к пациентам врачи и персонал клиники?
Сперва клиника кажется милой, прямо дом отдыха. Но в первой же серии мы видим изнанку, так скажем.
Чаще всего мы встречаемся с сестрой Изабеллой, которая пытается усидеть на двух стульях - помочь пациентам и не забыть, что они не люди. Часто вообще самоустраняется.
А ещё мы часто видим Стюарта. Непонятно, кто он, медбрат или нет. Он "круши-ломай", связать, скрутить, утащить, разогнать или согнать людей в одно место - это к нему. О, он очень рад работе, он так самоутверждается.
Ещё есть Эвелин - дама-завхоз. Образец лицемерия. И улыбающейся жестокости. Всё готова сделать, принимая Фергюса в халате за врача, узнав, что тут пациенты, делать не так готова. Но выехать за счёт не своей удачной задумки во время дня открытых дверей - пожалуйста. Отключить станцию - тоже пожалуйста. "Это чудесно, что вы привлекаете пациентов для работы". "Наймите здоровых добровольцев".
"- Я не позволю вам устанавливать новый микшер без специалиста!
- Фергюс - дипломированный специалист!
- Фергюс - пациент!"
Их задача - держать всех под водой, глотнули воздуха - и опять в расплывающийся фармакологический мир. У них интересная тактика. Как говорит Франсин, они никогда не запрещают, не говорят "нельзя того-то или этого", они ставят тебя в такие условия, что ты сам останавливаешься. Хочешь какую-то мелочь, повесить плакат над кроватью, - нет кнопок. Приносишь кнопки - попортишь краску на стене. Приносишь краску - она не того оттенка. И ты уже ничего не приносишь. Это для девочек. Для мужеска пола есть ещё варианты - "потребуется медицинское вмешательство" или "я тебя сломаю как спичку".
Врачи. Честно, не могу называть их врачами.
Интересная деталь - все четверо работников станции уже на стадии выписки практически, кроме Франсин, а она очень быстро идёт на поправку. Но для каждого весть о том, что через неделю-три-месяц выписка - ужасная неожиданность. Франсин разрешают гулять, дают пропуск на полдня, и она не знает, что делать с ним, так и просидела бы на крыльце, если бы не Эдди. Врачи никак не предупреждают людей, не дают им собраться с мыслями, а о "вливании" в нормальную жизнь и речи нет, совсем. Отвязались - и рады.
В жизни пациентов врачи не участвуют. День открытых дверей, огромное открытое мероприятие - ни одного врача. Им не надо.
Врача Кэмпбела мы не увидим. Он больше общается с его отцом. А для сообщения супер-новости, что Кэмпбел не стабилен и из-за срыва его оставят в больнице ещё недель на шесть-десять выбирает чудный момент, когда Кэмпбел только очнулся от звонкой дозы транков. Самое ведь время, да?
Врача Франсин мы наблюдаем после уже её срыва, спровоцированного Стюартом. Что же он делает? А он всего лишь пугает Эдди до смерти её историей болезни, уговаривая не сближаться с Франсин, а лучше вообще исчезнуть с радаров. А до этого он упорно не видит, что сама атмосфера клиники убивает его пациентку, и так она не вылечится никогда.
Врач Розали. Хочет её сплавить побыстрее. Муж требует сильных лекарств, и этот типа доктор всерьёз уговаривает женщину присесть на фармакологическую наркоту ради спокойствия мужа, хоть ей не надо. А если не хотите - идете в хостел, в приют, к наркоманам героиновым, хоть на улицу, только идите. А постараться с мужем поработать? Нет, не слышали.
Вершина - психиатричка Фергюса. Так филигранно разрушить человеку жизнь надо суметь. Использовала для исследования, убедилась, что его болезнь почти купирована, что редчайший случай, не позволила работать, да ещё и не удосужилась ну хоть какие-то поддерживающие мероприятия провести. Ну ты же почву выбила из-под ног, это же было видно, ну хоть что-то дай ему как повод жить? Но он не человек, он - пациент, его чувства не существуют. Она правда очень удивилась его прыжку. Правда ожидала, что он останется и будет её подопытным кроликом.
А ещё чудо-врачи выгоняют из больницы пожилую Нану. Она не имеет гражданства и диагноза. Просто пожилая и пьющая потерявшая родных женщина. Ну и что, что она будет жить на улице. С глаз долой - из сердца вон.
А ещё чудо-врачи очень любят транки. И электрошок (в фильме только упоминается, дважды, буднично и страшно). И тупые. Потому что пару лет назад радио включали, 122 пациента обратились ко врачам с жалобами на голоса, а они накупили лекарств на 6000 фунтов, а потом только до них дошло, что это были за голоса и радио они закрыли.
Что ж говорить об отношении людей без медобразования? Родные и близкие становятся такими же мучителями.
Отец Кэмпбела на полном серьёзе требует "прекратить это, собраться", имея в виду болезнь. Он признать не может эту болезнь, он готов от сына отказаться и передать на принудиловку, если тот не согласиться сидеть тихо у тётки. После же продления лечения не объявляется совсем. Даже после успеха на радио. Вывод - врач с ним не работал, сам он слишком костен, чтобы принять такого сына, он даже прикоснуться брезгует, вроде как стыдно. И на Кэмпбела действует как холодный душ.
Муж Розали озабочен тем, что скажут люди. Он готов посадить жену на сильные транки, только бы была как все. Врач на это смотрит и молчит. Но их история не безнадёжна. Они любили друг друга, они пережили многое вместе, и в конце концов муж встаёт на её сторону, защищая её от окружающих.
А что же окружающие? О, тут полёт. Главное, на что обращают авторы внимание - неприятие и лицемерие.
Ладно бы всё ограничивалось таким открытым враждебным неприятием, как в деревушке, куда уезжает Розали. Там не пускают в дома жителей специального центра, активно гадят им и нападают. Или детишки милые, готовые поиздеваться над всеми и каждым. Но лицемерие, лицемерие...
Начало второй серии. Эдди на основной работе. Семинар по продажам. Сухонький мужичок увлечённо орёт на толпу продавцов, пытаясь их замотивировать на агрессивные продажи. Потом обращается и к отдельным лицам, крича в лицо нечто такое:
- Клиент говорит вам, что не будет покупать окна, у него нет денег, ваши действия?
- Продать ему окна!
- Верно! (к другому продавцу, тем же ором) Клиент не хочет покупать окна, одевается и хочет уйти, что вы должны сделать?
- Продать ему окна!
- Да! (к третьему, тем же манером) Клиент вызывает полицию, вас арестовывают, ваши действия?
- Продать окна!
Дальше все увлечённо орут "Продай! Продай! Продай!" Эдди и секретарша босса чувствуют себя крайне неуютно.
Чуть погодя. Эдди на радиостанции, следит за тем, как Кэмпбел ведёт эфир. Кэмпбел говорит о песне.
- Не слышу тебя, Кэмпбел.
Тот повышает голос немного.
- Всё ещё тебя не слышу.
Голос ещё немного повышается.
- Кэмбел.
- Эдди, я - душевнобольной, если я буду говорить ещё громче, меня свяжут и вколят успокоительное!
То есть, в первом случае это не призыв к агрессии и полной дури, это мотивация и тренинг - здорово. Во втором повышение голоса для лучше слышимости - доза транков.
С тем же Кэмпбелом. Правдами и неправдами прорываются они с Эдди на радио. Кэмпбел не скрывает своего состояния, мы помним, он им бравирует. Их приглашают на беседу, дают пробную программу, обнадёживают как могут. А потом предлагают контракт Эдди, потому что у Кэмпбела диагноз по психиатрии. Так чего ж вы обнадёживали? Это, собственно, Эдди и спрашивает. А вот. Разве у пациентов есть чувства?
Лицемерит отец Фергюса, кое-как пригласив героев на похороны, маскируя болезнь сына, как мог.
"Чем же всё это окончится? - Будет апрель..."
Почему эта песенка вспомнилась, не знаю, она хорошая. В финале нам дали много света. Столько, сколько можно. Но дали и вопросы. Кэмпбел мечту получил, а он справится один? Эдди и Франсин нашлись, а как они будут дальше с чистого листа? Розали решила бороться, а сможет?
Хочется, конечно, ответить да.
А ещё там музыка - герой. Она шикарна.
А ещё шотландский акцент. Он мил и звонок.
Это я улыбаюсь, кушая стекло. Как кто? Правильно. "We are loonies, and we are proud!"
Takin' over the asylum
Многосерийный фильм, который смело можно назвать "Едим стекло с улыбкой". Как кто? Правильно.
Бафту им вручали через губу. И не потому, что обошли мастодонтов вроде Коронейшен Стрит, от них не убудет, как говорится, мы не обеднеем, вы не разбогатеете, но шотландцы взяли новую высоту - новый взгляд на проблему душевнобольных и отношения к ним. Он до сих пор новый. Были 90-е, бытовало две версии отношения к проблеме: "ути бедненькие неполноценные люди" и "заприте и к людям не пускайте, опасны". А тут иное, тут о людях, которым тяжело, потому что их хроническая болезнь резко делает их не людьми в глазах окружающих. Они - пациенты.
С первой серии задаёшься вопросом - это авторы так долго готовились к съёмкам? Или знают кухню изнутри? Оказалось, второе. Сценарист имела подобный опыт. И это видно.
читать дальше, но опасаться спойлеров, которые, скорее, помогут определиться, хотите ли вы отведать такого стекла
Бафту им вручали через губу. И не потому, что обошли мастодонтов вроде Коронейшен Стрит, от них не убудет, как говорится, мы не обеднеем, вы не разбогатеете, но шотландцы взяли новую высоту - новый взгляд на проблему душевнобольных и отношения к ним. Он до сих пор новый. Были 90-е, бытовало две версии отношения к проблеме: "ути бедненькие неполноценные люди" и "заприте и к людям не пускайте, опасны". А тут иное, тут о людях, которым тяжело, потому что их хроническая болезнь резко делает их не людьми в глазах окружающих. Они - пациенты.
С первой серии задаёшься вопросом - это авторы так долго готовились к съёмкам? Или знают кухню изнутри? Оказалось, второе. Сценарист имела подобный опыт. И это видно.
читать дальше, но опасаться спойлеров, которые, скорее, помогут определиться, хотите ли вы отведать такого стекла