Какая история!
Гомера сложно ставить не потому, что у него размах широк, это теперь доступно, благо технологии. Гомера сложно ставить потому, что его мировоззрение категорически далеко от нашего. То есть буквально его не снимешь, это будет невозможно смотреть.
Взять хотя бы историю. Известный нам текст заканчивается погребением Гектора. Дальше сами. Значительную часть текста занимают подробные описания, многим известен щит Ахилла и список кораблей, я ещё помню чудо-битвы, где подробно описывалось, кому куда вошло копье и откуда вышло. У древних было то, чего нет у многих из нас - время. Они могли себе позволить список кораблей. А мы нет.
Изменилось и восприятие многих образов. У Гомера боги - герои повествования. Для древних нет противоречия в том, что стрелу Париса направил Аполлон, это не метафора. Для нас метафора. А если мы будем снимать это всё взаправду, то человеческий пафос уйдёт, и будет у нас мифологическое фэнтези.
А здесь не то. Здесь история не про рок. Здесь про людей. Неслучайно ее открывает и закрывает рассказ Одиссея. Он же и настраивает "фокус" - это время Гектора и Ахилла.
Автор сценария писал, что не хотел снимать про хороших и плохих, добро и зло, орков и людей. Он снимал про войну людей против людей.
Гектор и Ахилл - воины, но воюют по-разному и отстаивают разное. Так кажется сперва. Один за родину, другой - для славы. Один думает о своих воинах, второй не боится ни бога, ни чёрта, терять жизнь тоже. Но одно их объединяет - им защитить хочется.
Тут интересно обошлись с Патроклом. В оригинале он не брат. И копья ломаются до сих пор, мол, друг или больше? А важно ли то? Он дорог, он родной, его нельзя потерять, отдать войне. И тут, в фильме, это желание защитить облекли в понятную форму братства.
Как не выразительны по сравнению с героями-воинами герои-цари. В славе, в чести, в войне они очень вторичны. А вот в отношениях человеческих себя раскрывают.
Простые человеческие вещи здесь - желание жить, защищать, хранить, способность эту жизнь отдать за самое дорогое.
Грустно становится сразу, потому что ты знаешь, чем это кончится, а они ещё нет.
И да, только и исключительно режиссёрская версия. В версии кинотеатра это просто батальное кино в костюмах.