СальваМда-с. Как же хорошо, что фильм этот нашла. Розки под дождём были припасены для меня, да.
Но пришлось в любимую игру возвращаться - найди Хорошесть и нафырчи на отзывы к ней. Ну правда, наговорили немало.
Одна из главных претензий - сам Сальвадор, конечно. Многие решили, что мальчик не революционер, а так себе, средней руки домашний ребёнок. Очень забавно совпали эти товарищи с Иисусом (не с тем, в фильме это охранник тюремный, иронично так, да-с). Вот он точно так считал до определённого момента.
Мне тут подумалось, а ведь все эти упрёки, что фильм - беллетристика, что там мало биографии, много смерти и мало жизни Сальвадора, нет рабочих и политических идей, нет той правовой базы, которую Сальвадор ну если не создал, то напитал жизнью знатно, словом, нет политики почти, а её нюансы напутаны, - ведь этому всему одно есть объяснение. Это - невнимательность. Плохо смотрели товарищи, плохо слушали, даже читали плохо, потому что в фильме всё это есть. Не в том количестве, кажется, как некоторым бы хотелось. Но этому можно встретить простое объяснение - одно слово, весьма многое объясняющее. Это слово - Сальва.
Это - фильм о Сальве. Не о герое на пьедестале. Не о мученике. О человеке, свободном и достойном. И замученном. И не надо подробно излагать политические выкладки, чтобы это достоинство и человечность увидеть. Надо только смотреть. Он не святой, он яростный, нетерпеливый, и в одном только не "типичный близнец" - он привязчив к людям. Для него они - ценны. Это не значит, что он с ними не ошибается. Но это значит, что даже Заяц, натерпевшаяся от Сальвиной ошибки, ни слова плохого не скажет о нём, потому что знает, меньше всего он хотел бы кого-то на неё наводить.
Он выбирает путь в 20. Когда его друга, такого же 20-летнего парня, сбрасывают с крыши за антифранкистские листовки. Это была развилка, дальше можно было идти либо по пути отца, по пути страха, сломленности, молчать и жить дальше. Можно было не стерпеть и ответить. Он ответил. Громко, это в характере Сальвы. И он мог быть сколько угодно бесстрашным и агрессивным на улице против вооружённых и не привыкших миндальничать полицейских, но ратовал он не за "права" обливать всё вокруг грязью, не за лишние копейки. Он действительно переделать мир хотел, утопист. Он хотел свободы. Получил? О том позже.
Да, Сальва - это вам не Че какой. Мальчик, в сущности, совсем мальчик, не вполне трезво и свои-то действия некоторые оценивающий поначалу. И да, он не боец в камуфляже, а студент. У Сальвы есть отец, есть сёстры. Кстати, вот что такое четыре сестры - перед своей собственной казнью спросить у конвойного без ироний, не устал ли, спать не хочет ли, ночь ведь глубокая. Потому что как же не оберегать.
Да, были претензии и к женщинам. Сёстры, да две пассии. где ж боевые подруги? Так и хочется напомнить про девочку 16 лет, о приговоре которой в первую очередь Сальва спросил. Потом о друге её. А потом уж о том, что там ему наприсуждали. Всё есть в этом фильме. Только на первом плане те саме сёстры и две пассии.
Почему? Потому что с ними мы видим Сальву. Сальву, который выдумывает целое путешествие для младшей своей сестрички, чтобы только она согласилась на время уехать. Потому что "одно мгновение только - раз, и всё, пережила". А она никуда не уезжает. И вместе с ним не представляет себе смерти, хоть он прекрасно понимает, как именно её устроят. Но он ведь тоже до последнего ждал в них людей. И переживать им мгновение последнее приходится вместе, потому что чувствуют они друг друга как никто.
Старшие сёстры с ним, они не верят тоже, и борются, кто-то маму призывает ещё с небес, кто-то подписывает телеграммы о помиловании ненавистным властным. Это их Сальва.
Это Сальва Зайца, такой милой, домашней, ушедшей к другому. Но если бы что-то было с Зайцем, то "я бы тут с тобой бы не сидел".
Это Сальва Маргалины. Она хотела четверых детей, таких же красивых, как он. Ей он был гораздо дороже его идей.
И для некоторых ещё он Сальва. Но для большинства - Сальвадор. Это горько, но приговор подписывают ему соратники. За повешенное на него убийство (а дело там было шито белыми нитками, для студента подошло бы) его бы не казнили, а вот за то, что друзья-сотоварищи во имя Сальвадора убили кого-то из правительства, - за то и казнили. Отомстили.
Был ещё один человек, для которого Сальва стал Сальвой. Иисус. Хотя, наверное, Хесусом звать его вернее, но будет Иисус. Тюремщик Сальвадора. Честно признаться, я думала, что это выдуманный герой. Потому что тут случай такой, что рассказам не поверишь, а ведь чистая правда, даже имя то же.
С Иисусом Сальва напоминает Иешуа булгаковского с центурионом Крысобоем. Человек встретил цепного пса. Сальва сразу обращает внимание на перманентно агрессивного товарища, который не на месте себя чувствует.
Иисус презирает Сальвадора поначалу. Для него это заигравшийся в революцию идиотик из интеллигентных. Но Иисус начинает думать, это уже непривычно, даже неприятно. Появляются сомнения, вопросы. Шикарно он их устранять пошёл. Не к Сальве, нет, к его адвокату. И ведь специально и без формы, и не на работе, а в баре выцепил, чтобы огорошить вопросом. Зрелище, конечно, печальное, потому что человек, выгавкивающий формульные фразы - всегда печальное и неприятное зрелище.
Однако, думы-то не проходят. И вот однажды в процессе бытового такого гадкого шпионства - чтения писем личных - Иисус читает письмо Сальвы отцу. И начинает в нём просыпаться человек. Которому, конечно, к человеку надо.
Это очень интересно смотреть - как они сходятся. Заключенный говорит и ходит свободно, может запросто шнурок завязать развязавшийся. А у "свободного" Иисуса речь чуть не атрофировалась, потому что не с кем говорить. И он лает, а не говорит. На нём форма сидит перетянуто и фуражку упавшую поднять - страшное дело. Вот где цепь-то. А как оттаивает, как напоминает ему Сальва, что и сын есть у него, любимый, и мучить не след. И сам он есть.
Осмелился Иисус встать на сторону Сальвы, осмелился. Думал, что после его смерти. Нет, ещё полторы где-то минуты Сальва жил, не хотелось умирать. Шевелиться с раздробленным позвоночником нельзя, но слышать можно теоретически, и я склоняюсь к девчачьей мысли, что слышал.
Фильм развивается от быстрого до медленного и невыносимого. Жил Сальва быстро, потом поставили его на паузу с заключением этим, где он умудрился человека освободить. А невыносимо - это ожидание. То жизни, то смерти, то казни. Никого не жалел режиссёр.
А финал. Он тоже не жалетельный, он прямой. Смог ли Сальва поменять мир? Нет. Он смог доказать, что равнодушными быть нельзя. И мир поменялся. Но уже без него, его история осталась растоптанными розами мокнуть под дождём.
Но пришлось в любимую игру возвращаться - найди Хорошесть и нафырчи на отзывы к ней. Ну правда, наговорили немало.
Одна из главных претензий - сам Сальвадор, конечно. Многие решили, что мальчик не революционер, а так себе, средней руки домашний ребёнок. Очень забавно совпали эти товарищи с Иисусом (не с тем, в фильме это охранник тюремный, иронично так, да-с). Вот он точно так считал до определённого момента.
Мне тут подумалось, а ведь все эти упрёки, что фильм - беллетристика, что там мало биографии, много смерти и мало жизни Сальвадора, нет рабочих и политических идей, нет той правовой базы, которую Сальвадор ну если не создал, то напитал жизнью знатно, словом, нет политики почти, а её нюансы напутаны, - ведь этому всему одно есть объяснение. Это - невнимательность. Плохо смотрели товарищи, плохо слушали, даже читали плохо, потому что в фильме всё это есть. Не в том количестве, кажется, как некоторым бы хотелось. Но этому можно встретить простое объяснение - одно слово, весьма многое объясняющее. Это слово - Сальва.
Это - фильм о Сальве. Не о герое на пьедестале. Не о мученике. О человеке, свободном и достойном. И замученном. И не надо подробно излагать политические выкладки, чтобы это достоинство и человечность увидеть. Надо только смотреть. Он не святой, он яростный, нетерпеливый, и в одном только не "типичный близнец" - он привязчив к людям. Для него они - ценны. Это не значит, что он с ними не ошибается. Но это значит, что даже Заяц, натерпевшаяся от Сальвиной ошибки, ни слова плохого не скажет о нём, потому что знает, меньше всего он хотел бы кого-то на неё наводить.
Он выбирает путь в 20. Когда его друга, такого же 20-летнего парня, сбрасывают с крыши за антифранкистские листовки. Это была развилка, дальше можно было идти либо по пути отца, по пути страха, сломленности, молчать и жить дальше. Можно было не стерпеть и ответить. Он ответил. Громко, это в характере Сальвы. И он мог быть сколько угодно бесстрашным и агрессивным на улице против вооружённых и не привыкших миндальничать полицейских, но ратовал он не за "права" обливать всё вокруг грязью, не за лишние копейки. Он действительно переделать мир хотел, утопист. Он хотел свободы. Получил? О том позже.
Да, Сальва - это вам не Че какой. Мальчик, в сущности, совсем мальчик, не вполне трезво и свои-то действия некоторые оценивающий поначалу. И да, он не боец в камуфляже, а студент. У Сальвы есть отец, есть сёстры. Кстати, вот что такое четыре сестры - перед своей собственной казнью спросить у конвойного без ироний, не устал ли, спать не хочет ли, ночь ведь глубокая. Потому что как же не оберегать.
Да, были претензии и к женщинам. Сёстры, да две пассии. где ж боевые подруги? Так и хочется напомнить про девочку 16 лет, о приговоре которой в первую очередь Сальва спросил. Потом о друге её. А потом уж о том, что там ему наприсуждали. Всё есть в этом фильме. Только на первом плане те саме сёстры и две пассии.
Почему? Потому что с ними мы видим Сальву. Сальву, который выдумывает целое путешествие для младшей своей сестрички, чтобы только она согласилась на время уехать. Потому что "одно мгновение только - раз, и всё, пережила". А она никуда не уезжает. И вместе с ним не представляет себе смерти, хоть он прекрасно понимает, как именно её устроят. Но он ведь тоже до последнего ждал в них людей. И переживать им мгновение последнее приходится вместе, потому что чувствуют они друг друга как никто.
Старшие сёстры с ним, они не верят тоже, и борются, кто-то маму призывает ещё с небес, кто-то подписывает телеграммы о помиловании ненавистным властным. Это их Сальва.
Это Сальва Зайца, такой милой, домашней, ушедшей к другому. Но если бы что-то было с Зайцем, то "я бы тут с тобой бы не сидел".
Это Сальва Маргалины. Она хотела четверых детей, таких же красивых, как он. Ей он был гораздо дороже его идей.
И для некоторых ещё он Сальва. Но для большинства - Сальвадор. Это горько, но приговор подписывают ему соратники. За повешенное на него убийство (а дело там было шито белыми нитками, для студента подошло бы) его бы не казнили, а вот за то, что друзья-сотоварищи во имя Сальвадора убили кого-то из правительства, - за то и казнили. Отомстили.
Был ещё один человек, для которого Сальва стал Сальвой. Иисус. Хотя, наверное, Хесусом звать его вернее, но будет Иисус. Тюремщик Сальвадора. Честно признаться, я думала, что это выдуманный герой. Потому что тут случай такой, что рассказам не поверишь, а ведь чистая правда, даже имя то же.
С Иисусом Сальва напоминает Иешуа булгаковского с центурионом Крысобоем. Человек встретил цепного пса. Сальва сразу обращает внимание на перманентно агрессивного товарища, который не на месте себя чувствует.
Иисус презирает Сальвадора поначалу. Для него это заигравшийся в революцию идиотик из интеллигентных. Но Иисус начинает думать, это уже непривычно, даже неприятно. Появляются сомнения, вопросы. Шикарно он их устранять пошёл. Не к Сальве, нет, к его адвокату. И ведь специально и без формы, и не на работе, а в баре выцепил, чтобы огорошить вопросом. Зрелище, конечно, печальное, потому что человек, выгавкивающий формульные фразы - всегда печальное и неприятное зрелище.
Однако, думы-то не проходят. И вот однажды в процессе бытового такого гадкого шпионства - чтения писем личных - Иисус читает письмо Сальвы отцу. И начинает в нём просыпаться человек. Которому, конечно, к человеку надо.
Это очень интересно смотреть - как они сходятся. Заключенный говорит и ходит свободно, может запросто шнурок завязать развязавшийся. А у "свободного" Иисуса речь чуть не атрофировалась, потому что не с кем говорить. И он лает, а не говорит. На нём форма сидит перетянуто и фуражку упавшую поднять - страшное дело. Вот где цепь-то. А как оттаивает, как напоминает ему Сальва, что и сын есть у него, любимый, и мучить не след. И сам он есть.
Осмелился Иисус встать на сторону Сальвы, осмелился. Думал, что после его смерти. Нет, ещё полторы где-то минуты Сальва жил, не хотелось умирать. Шевелиться с раздробленным позвоночником нельзя, но слышать можно теоретически, и я склоняюсь к девчачьей мысли, что слышал.
Фильм развивается от быстрого до медленного и невыносимого. Жил Сальва быстро, потом поставили его на паузу с заключением этим, где он умудрился человека освободить. А невыносимо - это ожидание. То жизни, то смерти, то казни. Никого не жалел режиссёр.
А финал. Он тоже не жалетельный, он прямой. Смог ли Сальва поменять мир? Нет. Он смог доказать, что равнодушными быть нельзя. И мир поменялся. Но уже без него, его история осталась растоптанными розами мокнуть под дождём.
@темы: кино, размышлизмы, чердаки и подвалы