Пересмотрела я "Золотого телёнка" Швейцера.
Редкий случай, когда экранизация так совпадает с впечатлением о книге. В очередной раз убедилась, что нашла "своих" Остапов. В "12 стульях" - Миронов, а в "Золотом телёнке" - Юрский. Причём охотно верится что Остап Миронова мог вырасти в Остапа Юрского, при всей непохожести.
Надо сказать, Остап - персонаж очень интересный. И очень разный в этих двух романах. Смелое сравнение позволю себе - в этой непохожести он напоминает шекспировского принца Хэла, впоследствии короля Генриха V. Тоже человек меняется разительно, и, вместе с тем, это один и тот же человек. Но персонажи так различны, что часто актёр играет только Хэла или только Генриха. Тем больше повезло Тому, что обоих (точнее одного) сыграть привелось.
Вот и с Остапом Ибрагимовичем та же история. Будто разные люди совсем, а всё ж один и тот же человек.

И вот пересмотрела я фильм Швейцера и вспомнила, что сняли у нас 8-серийную экранизацию "Золотого телёнка" с Олегом Меньшиковым, почти десять лет назад. Много путанных и сбитых мыслей по поводу

@темы: кино, книги, размышлизмы, чердаки и подвалы

Комментарии
09.12.2014 в 17:38

i commend my soul to any god that can find it.
Анжелика-Анна, готова подписаться под каждым словом, хоть сериал и не видела..
09.12.2014 в 20:53

valerishka_s, спасибо. А сериал не смотрите, зря потратите время, там потекстовое воспроизведение романа с убитой идеей. Печально, словом.
10.12.2014 в 02:55

i commend my soul to any god that can find it.
Анжелика-Анна, я уже поняла из вашей записи, не буду, спасибо)

Я, кстати, не могу спокойно обсуждать фильм с тем, кто книгу не читал. Такой человек почему-то не чувствует усталость и надрыв персонажа, хотя даже из фильма, из позы и эмоций Юрского это понятно. Такой человек совсем не понимает персонажа, считая его таким же беззаботным, как в "Стульях".

Не могла же подлость Кисы в конце романа не пошатнуть веры в людей?
10.12.2014 в 22:11

valerishka_s, вот и правильно.

К сожалению, это мнение встречается и у тех, кто роман читал. Многим нравится видеть то, что хочется видеть. Или вообще не видеть ничего. Бывает, хотя и печально. А вера в людей и без Кисы была уж расшатана, там надрыв аховый, сложно не заметить. Вот мне Миронов тем и нравится - надрыв в "12 стульях" с ним на лицо, это, в числе прочего, тоже нарекания у критиков вызывало.
11.12.2014 в 17:00

i commend my soul to any god that can find it.
Анжелика-Анна, поверю знающему человеку :3

Да, ведь любое произведение можно прочитать поверхностно, а там на самом деле столько всего..

Была-то была, но сама малодушность Воробьянинова, "дело" Корейко точно утвердили уверенность, что с этим миром что-то не так. А насчет Миронова: я уж думала, что мне показалось. Хорошо в фильме обыграна и мечта о Рио-де-Жанейро, и почему-то уже здесь чувствуется, что Остап — лишний.
11.12.2014 в 20:41

Да, ведь любое произведение можно прочитать поверхностно, а там на самом деле столько всего..

Я вас понимаю, неприятно с таким сталкиваться, но что поделать.

Была-то была, но сама малодушность Воробьянинова, "дело" Корейко точно утвердили уверенность, что с этим миром что-то не так.

Подтвердили, я бы сказала. Розовых очков у него не наблюдалось, просто со многими проявлениями этой жизни он лично не сталкивался, а тут пришлось. Это как со смертью Паниковского, пока тот был жив - очень легко шутилось по поводу правды о его кончине, а над могилой как-то не шутилось совсем.

А насчет Миронова: я уж думала, что мне показалось. Хорошо в фильме обыграна и мечта о Рио-де-Жанейро, и почему-то уже здесь чувствуется, что Остап — лишний.

Да, его Остапа называли "лермонтовским", "мрачным", а он только правдивый. В "12 стульях" он уже несёт в себе эту лишность, этот надрыв, только его разглядеть надо за авантюрным сюжетом. Он ведь и есть лишний, только сам слишком молод и здоров, чтобы над этим всерьёз задумываться. Мечта да, обыграна хорошо - Остап абсолютно не знаком с реалиями, а нафантазировал себе... Хотя это не столь важно, важнее, что там в песне о Рио говорится. Там вообще песни крайне точны в плане характера, им ищешь и находишь подтверждение в тексте.
14.12.2014 в 12:00

i commend my soul to any god that can find it.
Анжелика-Анна, Я вас понимаю, неприятно с таким сталкиваться, но что поделать.
Так всегда, наверно(

Просто не стоит забывать, что в "Стульях" он еще сравнительно молод и, несмотря на все свои злоключения, все же умудряется находить и видеть лучшее в людях. И шутит-то Остап над теми, к кому привязывается. Другое дело, что он не понимает, что такими вещами не шутят. Мне вот почему-то нравится, что в своей надгробной речи Остап говорил честные слова, а не как обычно умершего возносят и восхваляют. Ему вдруг захотелось, мне кажется, чтобы кто-нибудь и над его могилой сказал правдивые слова, а не обычную мишуру.

В "12 стульях" он уже несёт в себе эту лишность, этот надрыв, только его разглядеть надо за авантюрным сюжетом.
Он тут еще не лишний, вот в чем дело. Он уже балансирует на краю, он уже почти лишний, но он все еще вписывается в эпоху. В "Стульях" в процессе поиска он встречает людей старого времени, которых он прекрасно понимает, потому что сам является таким же. В "Теленке" он не может понять молодежь, просто не может. Его шутки и приемы устарели, а переучиваться нет времени. И мне было грустно читать, как он в поезде старался изо всех сил понравиться этим ребятам.

Мечта да, обыграна хорошо - Остап абсолютно не знаком с реалиями, а нафантазировал себе... Хотя это не столь важно, важнее, что там в песне о Рио говорится. Там вообще песни крайне точны в плане характера, им ищешь и находишь подтверждение в тексте.
Да, авторы еще заглянули и в "Теленка", это видно. А точно в цель бьет в песне про Рио следующие слова:

«Не скрою, быть может, я слишком доверял
Рекламным картинкам из журнала.
Быть может, обманчив мой хрупкий идеал,
Но это свойство всех идеалов»

14.12.2014 в 20:33

Так всегда, наверно(

valerishka_s, да, как ни прискорбно. Просто всякая Хорошая вещь не может понравиться и быть понята всеми, ибо создаётся не для всех.

Просто не стоит забывать, что в "Стульях" он еще сравнительно молод и, несмотря на все свои злоключения, все же умудряется находить и видеть лучшее в людях. И шутит-то Остап над теми, к кому привязывается. Другое дело, что он не понимает, что такими вещами не шутят. Мне вот почему-то нравится, что в своей надгробной речи Остап говорил честные слова, а не как обычно умершего возносят и восхваляют. Ему вдруг захотелось, мне кажется, чтобы кто-нибудь и над его могилой сказал правдивые слова, а не обычную мишуру.

Конечно, молодость, "мир крутится для него", это типично даже. И вот скорее видеть лучшее он уже позже много научился, в "12 стульях" он людей-то не всегда видит. не то что что-то в них. Отсюда и шутки жестокие. Да, мне ещё нравится, как эти похороны отыграл Юрский - Остап понимает в середине речи, что таким будет и его конец, может, хуже даже, ведь он, скорее всего, будет совсем один и сказать-то хоть что-нибудь над ним будет некому.

Он тут еще не лишний, вот в чем дело. Он уже балансирует на краю, он уже почти лишний, но он все еще вписывается в эпоху. В "Стульях" в процессе поиска он встречает людей старого времени, которых он прекрасно понимает, потому что сам является таким же. В "Теленке" он не может понять молодежь, просто не может. Его шутки и приемы устарели, а переучиваться нет времени. И мне было грустно читать, как он в поезде старался изо всех сил понравиться этим ребятам.

Да, с тем обществом он лучше взаимодействует, но "лишность" там - это чуждость обществу в принципе, отторжение. Оформилось оно до конца, совершенно верно, в "Телёнке".

Да, согласна, в песнях там всё удалось.
16.12.2014 в 10:30

i commend my soul to any god that can find it.
Анжелика-Анна, Отсюда и шутки жестокие. Да, мне ещё нравится, как эти похороны отыграл Юрский - Остап понимает в середине речи, что таким будет и его конец, может, хуже даже, ведь он, скорее всего, будет совсем один и сказать-то хоть что-нибудь над ним будет некому.
Да, мне нравится Остап Юрского тем, что он вышел каким-то настоящим и не наигранным, в нем чувствуется простая жалость к человеку, но он понимает, что если скажет что-нибудь в другом ключе, сам не сможет идти дальше, продолжать поиски. Там ведь так все навалилось: поломка "Антилопы", где Остап смеется, несмотря ни на что, обещает Козлевичу новую машину, всем рисует красочное будущее, и уже ему самому в это верится, и хочется идти вперед. После похорон Паниковского в нем что-то обрывается, поэтому, может, Балаганов с Козлевичом и остаются. А Остап идет дальше

Оформилось оно до конца, совершенно верно, в "Телёнке".
Исчезли люди его времени, вот и все. А новое поколение он не понимает.

Да, согласна, в песнях там всё удалось.
Если слушать и вдумываться, может даже стать грустно...
16.12.2014 в 20:14

Да, мне нравится Остап Юрского тем, что он вышел каким-то настоящим и не наигранным, в нем чувствуется простая жалость к человеку, но он понимает, что если скажет что-нибудь в другом ключе, сам не сможет идти дальше, продолжать поиски. Там ведь так все навалилось: поломка "Антилопы", где Остап смеется, несмотря ни на что, обещает Козлевичу новую машину, всем рисует красочное будущее, и уже ему самому в это верится, и хочется идти вперед. После похорон Паниковского в нем что-то обрывается, поэтому, может, Балаганов с Козлевичом и остаются. А Остап идет дальше

А идти дальше ему необходимо, потому что если пойдёшь, то возможно пропадёшь, но если остановишься - пропадёшь точно. Нельзя ему останавливаться, просто нельзя, и осознание этого, думаю, радости тоже не доставляло.

Если слушать и вдумываться, может даже стать грустно...

Они очень грустные, фактически, все об одиночестве и с противопоставлением кому бы то ни было.
17.12.2014 в 09:00

i commend my soul to any god that can find it.
Анжелика-Анна, А идти дальше ему необходимо, потому что если пойдёшь, то возможно пропадёшь, но если остановишься - пропадёшь точно. Нельзя ему останавливаться, просто нельзя, и осознание этого, думаю, радости тоже не доставляло.
Если пойдешь, есть вероятность дойти. А вот на одном месте точно нельзя оставаться, да и где? Что там делать? А впереди есть туманные очертания цели

Они очень грустные, фактически, все об одиночестве и с противопоставлением кому бы то ни было.
Фильмы совсем иначе воспринимаются, если перед просмотром прочитать книгу. "Теленок"-фильм сразу становится глубоким и тяжелым, грустным, что не очень ощущаешь, если смотреть без знания текста.
17.12.2014 в 22:25

Если пойдешь, есть вероятность дойти. А вот на одном месте точно нельзя оставаться, да и где? Что там делать? А впереди есть туманные очертания цели

Вот именно, что цель туманная, а потом и вовсе оказывается липой, но останавливаться нельзя.

Фильмы совсем иначе воспринимаются, если перед просмотром прочитать книгу. "Теленок"-фильм сразу становится глубоким и тяжелым, грустным, что не очень ощущаешь, если смотреть без знания текста.

Естественно, если речь идёт об экранизации, сперва читаем, потом смотрим, это уж аксиома. Но вот со "стульями" у меня наоборот вышло как раз, смотрела совсем маленькой, когда ещё и не доросла до книжки.)
21.12.2014 в 12:36

i commend my soul to any god that can find it.
Анжелика-Анна, у меня с Теленком вышло как-то странно. Я книгу читала еще летом. Потом вот недавно посмотрела фильм, надрыв чувствовался, но не так, чтобы очень. Потом я тут же ночью перечитала книгу и снова посмотрела фильм. Совсем иначе воспринимается
21.12.2014 в 22:01

valerishka_s, а это, как мне кажется, от того, что это ведь фильм не Ильфа и Петрова, а Швейцера.) Знаете, как мне представляется? Вот есть режиссёры, которые относятся к экранизации как дирижёр - у произведения есть автор, а обязанность дирижёра - так сделать, чтобы оркестр "правильно" (т.е. как автор задумал) это сыграл. А есть режиссёры, которые подходят к книге как авторы, они показывают нам своё отношение к книге, к авторам, к героям и событиям, вплетая всё это в рамку материала книги.
И мне нравится этот вот второй подход. Так что фильм Швейцера - это уникальное произведение, которое можно воспринять только после близкого знакомства с книгой, думах о герое и т.д. Потому что там читать надо много между строк, понимать, отчего решено так или иначе. Ведь значение имеют даже вырезанные эпизоды, перестройка сцен. Именно перекличка фильма и романа интересна очень, это два самостоятельных произведения, перед фильмом не ставится задача быть копией книги. И это прекрасно. У Швейцера, кстати. есть ещё две замечательные экранизации - "Маленькие трагедии" Пушкина и "Мёртвые души" Гоголя.
22.12.2014 в 17:06

i commend my soul to any god that can find it.
Анжелика-Анна, да, есть такое в фильме: какие-то моменты изменены. Мне очень нравится, как обыграна сцена, когда антилоповцы отказываются идти дальше. Поезд заменили дорогой, которая уходит вдаль, и понять нельзя, найдешь ли что за ней, или потеряешь. А еще я очень люблю сцену с Зосей на ступеньках. Как Остап ей положил голову на колени и ее ладонями прикрыл себе глаза... Это вот то самое желание простого человеческого тепла и любви, которого он никогда не имел. Тепло от этого момента. Тепло и больно.
22.12.2014 в 22:22

valerishka_s, вот это и есть - живое отношение режиссёра. Я это тоже люблю.)
04.02.2015 в 23:43

Я счастлива по умолчанию. Не лезьте, пожалуйста, в настройки.(с)
Завидую я. Белейшей завистью. Как ты все-таки умеешь со словами обращаться. Повторюсь, я новый фильм не смотрела, только показанный у тебя эпизод с танго, но после первых же секунд вынесла вердикт - это. не. Остап. Ни разу. Даже не в сравнении с Юрским, а в принципе. Я обожаю Костика в исполнении Меньшикова, но это не его роль.
05.02.2015 в 01:05

OxiIce, не надо завидовать, нечему, я вечно мучусь, что самого главного, как кажется, не могу выразить. Так что это слова со мной управляются, а не я с ними.) Ну, и я только повториться могу, если уж по отрывку становится ясно всё, то режиссёру мои сожаления и просьба начинать думать, читать, думая и творить, тоже думая.
А за Олега Евгеньевича и обидно, и сердито малость на него. Всё больше мне кажется, что он позволил себе поиграться, а это уж не комильфо.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии