С этим фильмом приключилось две обидные штуки - его бессовестно изрезали и гадко перевели. А мне-то с тем повезло, спасибо, Кузина, так что смогла нормально посмотреть.
Большая цельная история. Можно было и хронометраж оставить, за ради истории-то. Ну нельзя там было корнать важное, нужное, хорошее. Там все эти три часа нужны и лишнего нет. Особенно, что касается текста. Его и так немного, не только впустую никто не болтает, но и просто огромных речей нет.
читать дальшеПотому что не то время и место. Поход в Иерусалим - дело одинокое для нормального человека. Окружающие тоже не сороки, у короля слово - ценность, отчасти и потому, что тяжело говорить с проказой. Люди мыслящие тоже цену слову знают и лишнего не кидают, важное умея сказать в немногих словах. Эта вот скупость слов - она особенно ценная, она позволяет так характер своего героя вызнать, так над ним подумать, как не так уж часто удаётся.
И рядом с теперь тяжело воспринимаемыми проблемами равенства религий (хотя не было времени, чтобы они воспринимались легко) и главенства над всеми без исключения религиями того самого царства совести, изменение людей. Без этой их жизни не было бы жизни и в истории. Было бы проповедничание сценариста и режиссёра, которые нам предлагают некий набор истин, вот и следуйте, и будет вам счастье.
Но перед нами жизни людей. Кто-то на пути к этому царствию, и путь его меняет очень и очень. Кто-то в конце этого пути, а конец - это всегда большое искушение. А кто-то от этого пути отворачивается или сворачивает с половины дороги, когда совесть требует жертв. И тут снова скупость слов творит чудеса, нам не объясняют и не призывают, нам показывают, как человек проходит через многие-многие решения, сложные, тяжёлые, невозможные. Горькие. И постоянно, постоянно можно сойти. Никто ж не держит.
Так как крестовые походы - штука, связанная с религией, то тут без неё не обойтись. Христианство против мусульманства. Иерусалим - как камень преткновения. Но режиссёра гораздо больше интересуют люди против людей. Поэтому с религиозными деятелями в этом фильме не яшкаются. А вот с людьми сложнее. Хотя просто всё - всем нужен мир, на всех языках. И равенство ненавязчиво подчёркнуто многими хорошими моментами, кадрами. Я тут пыталась вредничать и что-то выискивать, а потом подумала, а зачем? Я же знаю, что человек говорил о ценности человека, значит, так тому и быть, что ж против него идти?
А ещё здесь рыцарство. Сервантес писал о Кихоте с горечью об умершем рыцарстве. Здесь не Сервантес, века назад. Но рыцарству уже туго. Почему? Оно похоже на святость, как определяют её тут, оно внутри, и часто просто некому было его разбудить. А будить надо, потому что оно задавлено предрассудками о нём, почти такими же, какие и теперь живут, - знатность, герб, плюмажи и турниры, вассалы и богатство. А рыцарь - это вовсе не это всё, это человек. И хорошо это рыцарство в себе иметь и знать о нём, хоть жить с ним гораздо сложнее, чем без него. Оно к своему царствию дойти поможет.
@темы:
кино,
размышлизмы,
чердаки и подвалы