Есть такой анекдот (я примерно передаю):
14 лет: Я точно знаю, как сложится моя жизнь. Знаю, куда буду поступать после школы, кем работать, что делать. План уже готов, только следуй ему - и будет счастье.
16 лет: Ну... не всё так просто оказалось. Школа кончилась, теперь поступать... Столько нового, столько всего в первый раз, чувства новые, мысли. Но план-то есть, всё получится, я молодец.
21 год: Что вообще происходит?! Где мои носки?!
Вот это фильм, снятый в третьем возрасте по сценарию, написанному в третьем возрасте, о людях в третьем возрасте. И надо опять руку жать Долану, потому что снова не просто молодой взгляд, а с мыслью и чувством он.
читать дальшеСобственно, фильм о двух интеллигентных котятах, которые не желают слезать с карусели воображаемой любви. Почему не желают? От отчаяния, наверное, да и от порывистости. Почему залезли туда? От одиночества, которое до отчаяния довело. Долан безжалостен, но добр и внимателен. Хорошее сочетание.
Есть два грустных котёнка - Мари и Франсис. Они дружат. Никто не скажет до конца фильма, что не разлей вода они, но это и так ясно. Ближе друг друга у них никого. Вот между ними и появляется воображаемая любовь, да? Нет.
Они влюбляются в Нико. В этакого златокудрого Аполлона. Да, оба. И безоглядно. И если бы ещё любовь это была. Но нет.
Вы видели когда-нибудь, как борются интеллигентные котята? Тут как раз тот случай, когда горе от ума вышло. Менее интеллигентные устроили бы друг другу, а заодно и предмету чувств истерику, и делов. А тут махания когтистыми лапками. Но по глазам.
Нико плевать. Ему забавна эта ситуация, он всё понимает. Не случайно его первое приглашение совместное наших друзей в кафешку сопровождается песенкой со словами: "Погода чудесная, небо синее, у меня есть два друга, которые в меня к тому же влюблены". То ли он действительно не понимает масштаба трагедии, либо думает, что и они всего лишь играют. Ему плевать на их чувства, их он не замечает. Ему нравится обожающий взгляд Мари, нервная чувственность Франсиса. Ему забавно, что за ним бегают друзья, он пользуется и стравливает не нарочно их. А реальную вспышку увидел, напугался и пропал. И пропал бы уж совсем, но нет, дозвались, пришиб обоих.
Котята одинокие. Мари себя сильно не любит, начиная со внешности, ведь глаза у неё такого скучного цвета. Всё ей хочется быть такой взрослой и сильной. А получается курящим котёнком. Зато после Нико она перестала прятаться за не идущий к ней винтаж. А у Франсиса занятные заметки на стене под зеркалом в ванной. Надо сказать, их значение я не угадала, была слишком оптимистична. Он от отчаяния увлекается слишком. Хорошо, что из-за Нико они друг друга не потеряли всё ж.
Долан безжалостен. У друзей у наших есть мужчины. Для постели. Молчаливые такие. Мари своему рассказывает о влюблённости. Франсис может плакать, зная, что сгребут. Тоже грустный момент, мужчины тоже пополнили коллекцию воображаемых любовей.
А есть ведь целая коллекция. В течение фильма мы услышим ещё несколько историй-интервью, не героев. Одинарные, частые несчастливые истории. И та, что подробна, так мило встраивается в ряд, но она же и подчёркивает, что все они важны. Пусть это не любовь, а влюблённость, но приходит она в такой момент и к таким людям, для которых становится настоящим мучением и болью. А боль неважной не бывает, прав долан, всё больно, что боль, всё внимания заслуживает, и оправдывать её ничем не надо.
От тумана влюблённости мы проходим до холодного рассвета бесчувствия. Но разве это конец? Нет, за финал этого фильма я лично поблагодарила бы. Рассерженный кот и танцы на граблях, Далида и кривая усмешка безымянного героя - то, что нужно. Никто не просит нашей жалости, это кино не для сантиментов, это реальность.
Да, и от реальности мы снова переходим к форме. Опять Фрида мне представилась. Долан проецирует реальность через себя. Яркие краски, то тёплые-тёплые, как реальные чувства, то чистые и яркие, до лишка, как раскраска очень дисциплинированного ребёнка, как "правильные" чувства.
Музыка как отдельный герой. И центральная песня будет и о любви, и о дружбе двух котят. Потому, что она не воображаемая.
И будет мать. Хотя казалось бы, ну вот зачем она там? Она там за тем, что это Дорваль, и кино-мама, и, думаю, для Долана если не мама, то желанная мама. Кажется, она и возглавляла ту группу людей, что снимали его с таблеток после премьеры первого фильма, дали точку опоры.
И потому история продолжается. Как и жизнь.